6, Май 2020

Бизнес отвечает пандемии

Объем социальных программ и безвозмездной помощи на борьбу с пандемией COVID-19 от представителей бизнеса и филантропов в мире уже исчисляется сотнями миллионов долларов.

Предприниматели повсему миру принимают активное участие вборьбе споследствиями распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19. Одними изпервых набеду откликнулись миллиардеры. Вфеврале фонд Билла иМелинды Гейтс пожертвовал КНР более $100 млн наисследования попоиску вакцины иусиление мер повыявлению, изоляции илечению всех зараженных. Когда размах заболевания вфеврале-марте достиг глобальных масштабов, примеру этого фонда последовали идругие. Благотворительный фонд основателя Alibaba Group Джека Мана разработку препаратов против нового коронавируса, приобретение защитных масок, медикаментов итестов для выявления инфекции выделил вобщей сложности около $16млн. Более1,25тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких закупил ипередал вбольницы США глава компаний Tesla иSpaceX Илон Маск. Онтакже заявил, что готов делать это идля других стран.

Основатель Facebook Марк Цукерберг рассказал онамерении безвозмездно передать нуждающимся 720тыс. респираторов, которые компания ранее приобрела вовремя лесных пожаров вКалифорнии. Фонд Clara Lionel Foundation, основанный певицей Рианной, пожертвовал $5 млн различным организациям, оказывающим помощь вборьбе скоронавирусом. Вхолдинге LVMH объявили опереоборудовании производственных мощностей навыпуск дезинфицирующего геля ибезвозмездной передачи французским больницам. Российская «Альфа-групп» заявила онамерении передать 1млрд рублей враспоряжение оперативного штаба попротиводействию новому коронавирусу.

Повсем фронтам

Помере разрастания кризиса вборьбу спандемией иее последствиями повсеместно включился средний ималый бизнес, атакже состоятельные социально сознательные граждане.

При этом эксперты считают, что задача бизнеса втекущей ситуации— нетолько помощь помедицинской линии, нои поддержка граждан исвоих коллег-предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших отпандемии. Глава Центра устойчивого развития бизнеса Московской школы управления «Сколково» Наталья Зайцева отмечает, что социальная активность должна «генерировать мультипликативный эффект для общества иэкономики, который измеряется необанкротившимися компаниями, спасенными жизнями исохраненными семьями». Таких примеров тоже достаточно. Компания Uber вомногих странах объявила обесплатной акции: доставке продуктов таксистами ипоездках для медиков. Предприниматель Роман Абрамович предоставил свой лондонский отель для проживания врачей. Глава группы «Сафмар» Михаил Гуцериев отвел под нужды столичного правительства несколько московских гостиниц, которыми владеет.

Кто-то решил помочь непосредственно людям, оказавшимся из-за кризиса всложной жизненной ситуации. Благотворительный фонд Владимира Потанина направил 500 млнруб. нафинансирование социальныхНКО, работающих вкризис снезащищенными группами населения. Рестораны «Якитория» со2 апреля запустили специальную акцию для поддержки пенсионеров вовремя вынужденной самоизоляции: врамках пилотного проекта организаторы соберут бесплатные продуктовые наборы для москвичей ижителей Подмосковья пенсионного возраста. Акция проводится вряде столичных районов (Южное Бутово, Митино, Кунцево, Сокол, Раменки, Троицк) иподмосковных городов (Мытищи, Лобня, Химки). Поитогам пилота будет приниматься решение одальнейшем расширении проекта.

Российский ретейлер X5Retail Group ранее заявил оготовности трудоустроитьтех, кто остался без работы из-за введенных против COVID-19мер. Сеть «Магнит» планирует трудоустроить порядка2,5тыс. сотрудников, уволенных изресторановKFC, Burger King и«Шоколадница» в20 регионах России. Швейцарский теннисист Роджер Федерер пожертвовал миллион швейцарских франков нуждающимся семьям страны. Афорвард дортмундской «Боруссии» Марко Ройс, всвою очередь, счел необходимым помочь малому бизнесу вродном Дортмунде, передав наего поддержку €500тыс.

Посмотри наближнего

Исполнительный директор компании iMARS Communications Александр Ревский считает, что главная задача компаний, попавших вуязвимые категории рынка, это забота освоих сотрудниках— максимальное снижение для них эпидемиологической опасности ифинансовых рисков.Как, кпримеру, сделала Microsoft, объявив осохранении зарплаты многим сотрудникам несмотря наснижение спроса. САлександром Ревским согласен руководитель группы операционных рисков иустойчивого развития КПМГ вРоссии иСНГ Игорь Коротецкий: «Главная задача бизнеса всложившихся условиях— обеспечить исохранить свою устойчивость, чтобы сотрудники иих семьи, поставщики, партнеры иконтрагенты были уверены взавтрашнем дне». Главная социальная ответственность бизнеса заключается втрех «не»: неразориться; несократить рабочие места; нелишить своих работников заработка, говорит вице-президент Торгов-промышленной палаты РФВладимир Падалко. Поего словам, нельзя ждать отбизнеса, что онвозьмет насебя социальную функцию государства.

При этом Александр Ревский отмечает, что компании нетолько неснижают свою социальную активность, нои увеличиваютее. «В периоды предыдущих кризисов большинство компаний, как правило, впервую очередь сокращали социальные программы. Асегодня есть понимание, что отэтого может пострадать внутренняя ивнешняя репутация. Это свидетельствует отом, что рынок становится зрелым»,— считает эксперт.

Сохранитсяли эта благородная инерция после окончания пандемии? Александр Ревский уверен, что сегодняшний взрыв социальной активности бизнеса повлечет активное развитие социальной миссии укомпаний исохранит тенденцию нарост ипосле эпидемии. Эту точку зрения разделяет иВладимир Падалко. Наталья Зайцева считает, что после окончания пандемии будет «пересмотрена вся повестка»: «Один изключевых вопросов— как будет выстроена система взаимоотношений бизнеса игосударства вусловиях преодоления ивыхода изкризиса, объективного усиления роли государства втекущих условиях, итого, насколько затянется сам кризис». Она подчеркивает, что целый ряд компаний, которые многие годы были источником рабочих мест, сервисов, налоговых поступлений, уже сегодня находятся вусловиях выживания ииз субъекта «социального участия» фактически становятся объектом, нуждаются вмеханизмах поддержки, чтобы сохранить рабочие места ибизнес.

Сдальним прицелом

Эксперты отмечают, что вусловиях кризиса появилось немало примеров так называемого социального маркетинга— когда компании открывают свободный доступ ксвоим ранее платным курсам, аудио— ивидеоконтенту внадежде нарастить клиентскую базу вбудущем.Так, кпримеру, поступили почти все онлайн-кинотеатры— MegoGo, Okko,Ivi, «Кинопоиск», More.tv идр. Сбербанк открыл бесплатный доступ ксвоей виртуальной школе дистанционного обучения. Открытыми сделал свои лекции директор аналитического департамента компании «Локо-инвест» Кирилл Тремасов. Многие другие финансовые ибизнес-консультанты открыли доступ ксвоим личным электронным библиотекам.

Проблемы здесьнет, говорит Александр Ревский: «Если человек имеет возможность, скажем, бесплатно смотреть фильмы— для него это хорошо. Апозже, если компания отменит данную возможность, унего будет выбор— оформить подписку или отказаться отпросмотров». Это маркетинг, нов текущей ситуации это социально ответственный маркетинг, унего есть объективная социальная функция— удержать людей дома, добавляет Наталья Зайцева.

Федор Чайка

Источник